В каком хаосе, спросите вы? Да в том, который образуется в наших головах при покупке так называемой "натуральной" косметики для ухода за кожей и телом. Как может образованный человек принять решение о покупке косметических средств, когда:

а) приведённый состав таких товаров всё равно невозможно прочесть - язык сломаешь;

б) каждый производитель понимает "натуральность" по-своему?

Воспользуйтесь данной статьёй, в первую очередь, как средством для формирования своего собственного понимания "натуральности" и "естественности" продуктов. В конечном итоге ваши выводы и понимание могут отличаться от моего, но главное - вы будете чуть больше знать об ингредиентах и научитесь не вестись на уловки типа крупных надписей "натурально!" на баночках в магазине косметики.

Начну с изложения нескольких популярных тезисов, сопровождаемых рекламодателями громким словом "натурально", а затем объясню, почему они ровным счётом ничего не значат (по моему скромному мнению):

1. Растительное происхождение.

2. Даровано природой.

3. Состоит из растительных ингредиентов.

4. Многие содержащиеся ингредиенты растительные.

Цель рекламодателей только в одном - убедить доверчивого, ни в чём не разбирающегося среднестатистического покупателя в том, что "натуральное" средство по каким-то причинам лучше обычного, и усилить этот эффект такими словами, как "алоэ" и "лаванда". И совершенный пустяк то, что в самом конце этикетки мелким шрифтом написано, что речь идёт только об ароматизаторе, доля которого составляет 0,05% от всей формулы… Но обо всём по порядку.

Перечисленные выше тезисы имеют одну общую черту: они направляют посыл покупателю, что товары содержат ингредиенты, полученные из растительного сырья, и заставляют покупателя поверить в то, что такие средства эквивалентны понятию "натуральный". Но кто формировал критерии данного понятия, кто устанавливал те рамки, при выходе из которых средство перестаёт быть натуральным?

Какой бы ни была причина, по которой люди ищут натуральные косметические средства, все они, в основном, руководствуются одним принципом: специально ищут несинтетические, не являющиеся результатом техногенных процедур товары. Позвольте мне объяснить, почему данный подход к выбору косметики в корне неверен.

Зададим себе несколько важных вопросов:

1. Даже если ингредиент имеет растительное происхождение, как он был получен?

2. Приводит ли получение растительного ингредиента к изменению его химического состава (остаётся ли он таким же на выходе, каким и был, например, в растении)?

3. Снижает ли процесс получения растительных ингредиентов полезные (лечебные) свойства?

Поделюсь с вами моим первым познавательным опытом по теме о способах получения естественных ингредиентов (пункт 1 приведённого выше списка) и расскажу небольшую историю. Когда я только начинала создавать свои собственные косметические продукты, я читала о масле ши (shea, масло карите), и о том, как женщины Африки использовали его на протяжении веков в качестве увлажняющего крема и средства для лечения волос. Тогда я решила купить его для добавления в мои лосьоны.

Не будучи знатоком в данном вопросе, я направилась в известный мне магазин здорового питания и натуральной косметики, чтобы купить у них масло ши. Замечу, именно с того момента я постоянно повторяю священную мантру: "не доверяйте производителям", и как следствие - "не доверяйте магазинам здорового питания". Сотрудник, общавшийся со мной, озвучил стоимость 20-килограммовой банки, а затем сообщил мне наименование производителя, поставляющего масло им. Естественно, я позвонила производителю, который, как оказалось, поставляет этот и многие другие похожие продукты всем в округе, и заказала столь желанное мною масло.

Прибыло оно в большой банке, было белым, имело консистенцию подплавленного воска, с небольшим химическим запахом. Не имея лучшего, я стала добавлять его в производимые лосьоны. Спустя несколько месяцев, после продолжительных исследований в этом направлении, я поняла, что то, что я купила, не было маслом ши вовсе. Это был воск, химически выделенный из плодов карите, и после этого так же химически очищенный (рафинированный). Продукт, который я добавляла в лосьоны, классифицируется Управлением США по пищевым продуктам и лекарственным средствам как исключительно синтетическое вещество! Вот тебе и натуральный продукт! Тогда я дала себе две "награды": первую за то, что купила что-то непроверенное в таком большом количестве, и вторую - за то, что перед покупкой не озаботилась получением информации.

Я говорила с поставщиком, и выяснила, что данное вещество извлекали из семян дерева ши с помощью химических веществ - растворителей. Растворители эти, не сомневаюсь, очень токсичны. Почему токсичны? Да потому, что вторым этапом обработки является очистка полученного вещества от них, а также "выбеливание" конечного продукта.

Здесь мне необходимо немного отвлечься, чтобы повторить мантру: "не доверяйте производителям". Дело вот в чём: существует расхожее мнение, которое снова и снова озвучивается косметическими компаниями, что небольшое количество "химии" в косметике не способно навредить здоровью. Вы же не принимаете косметику внутрь, как пищу, правда? Однако же, смотрите, что получается:

1) кожа человека является органом, поглощающим до 60% всего того, что на неё наносится. В качестве примера просто вспомните, сколько препаратов в настоящее время используют кожу в качестве способа доставки в организм человека: никотиновый пластырь, противозачаточные, гормональные, лекарственные средства;

2) многие химические вещества накапливаются, то есть остаются в организме после того, как средство, с которым они попали на кожу (лосьоны, косметика), уже давно смыты. Таким образом, каждую минуту процент этих химических веществ увеличивается, что в конечном итоге приведёт к эффекту последней капли.

Когда вы идете в любой продуктовый магазин, то обнаруживаете, что есть продукты, на которых большими буквами написано "без консервантов". Видимо, раз это так сильно выставляют напоказ, то наверное с этими самыми консервантами что-то не так. Но ведь те же консерванты содержатся в подавляющем большинстве косметических средств, за исключением лишь очень, очень, очень немногих брендов. При этом считается, что наносят они значительно меньше вреда, так как используются лишь на коже, а не вовнутрь... Ага, конечно. Самое время повторить мантру...

Но я отвлеклась, вернемся к злополучному маслу ши. Эта компания поставляет описанное мною выше вдоль и поперёк химически обработанное вещество большинству производителей, которые, в свою очередь, добавляют его в свою косметику, маркируя её как содержащую "масло ши", хотя его там попросту нет. Ни масла ши, ни натуральности, ни пользы.

Или, предположим, вы видите "абсолютно натуральный" лосьон с ароматом нарцисса. Нарцисс, конечно, звучит естественно. В конце концов, есть такой цветок, верно? Да и сам продукт - ручной работы, хорошо упакован и всё такое. Но вот я буду на 99% уверена, что этот самый аромат нарцисса будет полностью синтетическим, и вот почему. Фраза "...с ароматом нарцисса..." означает, что производитель купил синтетический ароматизатор у поставщика, который купил/сделал его в лаборатории. Ароматизатор не имеет ничего общего с цветами. Профессионалы знают, что эфирные масла некоторых цветов действительно могут быть дистиллированы из листьев и бутонов. Однако, вполне естественно, что такие эфирные масла стоят намного дороже, чем синтетические ароматизаторы, и скрывать факт использования производителями именно эфирного масла, поверьте, ни к чему. Поэтому если вы видите на упаковке слова "с ароматом...", а не "с добавлением эфирных масел...", будьте уверены: перед Вами ненатуральное средство.

Получается, что производители либо невежественны, либо считают таковыми нас с вами.

Ниже приведен список ингредиентов, которые часто получают с помощью химического растворения и последующей очистки (рафинации):

- абрикосовое масло;

- масло жожоба;

- касторовое масло;

- миндальное масло;

- пчелиный воск;

- кокосовое масло;

- масло манго.

Для того, чтобы оградить себя от остатков химии в этих продуктах, обращайте внимание на слова "холодная обработка", "холодный отжим" на этикетках.

Другим способом получения растительных ингредиентов является их термическая обработка. Значит, нагревание… Довольно естественно, не правда ли? Зачастую, чрезвычайно высокие температуры используются для извлечения жирных сложных эфиров, например, из некоторых растений. Но, как мы все знаем из кулинарии, чем дольше вы варите овощи, тем меньше витаминов и минералов в них сохраняется. Также и с косметикой.

Таким образом, способы получения ингредиентов могут нагрузить различного рода химией даже такие, казалось бы, полезные продукты, как масло жожоба.

Еще одна большая проблема, связанная со словом "натуральный" заключается в том, что не все натуральные ингредиенты полезны для человеческого организма. Тальк, например, абсолютно "не здоровый" ингредиент. Всё чаще вы видите надписи на косметике "без талька" и тому подобные. Но при всех его отрицательных свойствах, тальк - полностью натуральное вещество, добывается, между прочим, из недр земли!

Теперь, чтобы помочь вам понять, какие продукты являются естественными и действительно могут быть получены из растений, а какие - нет, представлю список ароматов, которые не могут быть дистиллированы из растений:

- клубника;

- кокос;

- сирень;

- миндаль;

- яблоко;

- абрикос;

- черника;

- клюква;

- дыня;

- огурец;

- манго;

- лилия;

- гиацинт;

- персик;

- арбуз.

А вот, например, ароматы, происхождение которых может быть как натуральным, так и синтетическим: лаванда, корица, ваниль, ладан, сандал, апельсин, мандарин, мята и многие другие. Помните, просто посмотрите на обозначение "аромат"/"эфирное масло", чтобы определить степень натуральности.

Удалось мне посеять в вас зерно сомнения в натуральности продуктов? Думаю, задумалась точно каждая…

Итак, самое время сформировать некоторые честные критерии, отвечая которым косметика может называться "натуральной":

1) растительное происхождение;

2) холодный отжим/обработка;

3) не химически очищена;

4) присутствие только эфирных масел и экстрактов;

5) при производстве в минимальной степени используется термическая обработка.

Ух! Это оно! Волшебно. Теперь можно пожелать вам удачи в поиске производителей, которые работают по таким же принципам)

Но, уверена, в своих поисках вы найдете компании, которые имеют чётко определённые критерии "естественности", и предлагающие "чистую" косметику, смущаясь непонятных слов в составе своих продуктов. Продолжайте поиски, и, конечно же, приглашайте других присоединиться к вам. Мы можем или поддаваться безысходности, или же распространять наши знания и заботу о здоровье.

Дебора Билезикиан, президент Monave Mineral Cosmetics